Система оценивания знаний
Важная часть образовательного процесса - система оценки знаний. Это база, позволяющая проверить качество усвоения материала. За рубежом давно введены 10-, 12-, 100-балльные системы, хотя родителям на постсоветском пространстве более знакомая классическая 5-балльная система оценок. В отечественных образовательных учреждениях с 2000 года используют 12-балльную систему оценок.
Какая же шкала позволит полнее оценить знания? Чему уделить внимание при оценке? Какова детская реакция на оценку их успехов и что значат для них оценки?
А может, идеальный вариант - тот, который выбрали в Финляндии? Их система образования признана лучшей, а основывается она, в частности, на полном отсутствии оценок. Дети учатся для получения знаний, а не ради оценок – считают в Министерстве образования. Финские выпускники демонстрируют высокий уровень знаний, а родители отмечают психологический комфорт, который чувствуют их дети.

Влияние оценок на развитие личности
Взрослые с раннего детства оценивают поведение ребенка. Маленький человек проходит все этапы социализации с помощью так называемых в психологии «агентов социализации». Ими в разное время становится семья, школа, внешкольные учреждения. Хорошее отношение этих «агентов» нужно еще заслужить, ведь нередко и в семье ребенок не принимается таким, какой он есть, не говоря уже о школе. Происходит непрерывная оценка личности.
Уже в детском саду ребенок оценивается. С точки зрения поведения, темперамента, контактности, работы в коллективе, способности к обучению. Слишком активный, замкнутый, достаточно развит, чувствительный и так далее. И, конечно, дети привыкают к этому.
Оценка как фактор влияния
В дальнейшем, в школе акцент делается на способности к усвоению знаний, и ребенок «маркируется» высокими или низкими оценками. Нередко этот опыт переносится и на дальнейшую жизнь: уже не школьник становится отличником или «троечником» в институте, а на работе - выдающимся сотрудником или посредственностью.

5-балльная система: позитивы и негативы
Что показывает нам эта система согласно поданным цифрам?
«1» - материал не известен ученику или абсолютно ему непонятен и не усвоен.
«2» - значительная часть материала не усвоена, ученик неуверенно чувствует себя при устных ответах, а при письменных допускает грубые ошибки.
«3» - зная основной материал, ученик не может без подсказок применить эти знания на практике. Ошибается при устных и письменных ответах.
«4» - ученик усвоил материал, легко отвечает на вопросы и может применить знания на практике. При устных или письменных ответах допускает лишь незначительные ошибки.
«5» - отлично ориентируется в материале, уверенно отвечает на вопрос, может применить знания на практике, при устных или письменных ответах ошибок не допускает.
Плюсы этой системы в ее традиционности и привычности, она легко воспринимается и детьми, и родителями. Хорошие оценки влияют на положительную оценку собственной личности ребенком.
Но есть и минусы! Сложно точно оценить знания согласно заданным критериям, поэтому учителя нередко используют оценки, которых не существует в официальной отчетности «4+», «5-» и другие. К тому же, рост уровня знаний ученика не оценивается с объективной точки зрения: если ребенок допустил меньше ошибок по сравнению с прошлым разом, его оценка не изменится. Плохие оценки негативно влияют на самооценку и могут привести к психологической травме.
Нередко оценка выставляется ребенку исходя из субъективного мнения учителя: на нее может влиять поведение ученика на уроке, личные качества, а не объективные знания.

Особенности 12-балльной системы
В этой системе достижения ребенка уже более «проработаны». Учитываются различные качественные характеристики усвоения материала.
Оценка  | Характеристика  | Уровень участия в учебном процессе  | 
0  | Совершенно не участвует в учебном процессе.  | Отсутствует  | 
1  | Начальный уровень  | Различает и распознает предмет.  | 
2  | Начальный уровень  | Поверхностно знаком с предметом.  | 
3  | Средний уровень  | Владеет материалом на уровне отдельных элементов.  | 
4  | Средний уровень  | Владеет материалом на начальном уровне.  | 
5  | Средний уровень  | Владеет материалом на уровне выше начального.  | 
6  | Средний уровень  | Может воспроизвести значительную часть теоретического материала.  | 
7  | Достаточный уровень  | Способен применить изученный материал на уровне стандартных ситуаций.  | 
8  | Достаточный уровень  | Может сравнивать, систематизировать информацию.  | 
9  | Достаточный уровень  | Применяет общеизвестные доказательства в своей аргументации.  | 
10  | Высокий уровень  | Обладает глубокими и прочными знаниями.  | 
11  | Высокий уровень  | Умеет находить источники информации, анализировать ее.  | 
12  | Высокий уровень  | Творчески и нестандартно применяет полученные знания.  | 
Оценка «0» не учитывается в названии системы, потому что не может отражать уровень усвоения материала, а нужна лишь для того, чтобы обозначить нежелание ребенка отвечать на вопросы или выполнять задания учителя.
Плюсы в более объективном подходе к уровню знаний. 12-балльная система позволяет проанализировать умственные способности, участие в процессе обучения, выявить слабые места. Она уменьшает разрыв между успешными и неуспешными учащимися: все, кто получил от 7 до 12 баллов, считаются успешными.
В то же время эта система не устраняет школьных проблем: дети все равно могут получить психологическую травму из-за плохих оценок. Субъективное отношение учителей как человеческий фактор остается. К тому же, эта шкала тяжело воспринимается родителями, которые путаются и часто не понимают критерии оценки.
На становление личности влияет именно школьная система оценки, так как на школьные годы приходится основной период роста и развития ребенка. Что же лучше: советская 5-балльная система или современная 12-балльная? Какая является более объективной и меньше травмирует?
Идеал пока не найден, но психологи отмечают 12-балльную систему как более комфортную для детей с точки зрения адекватной оценки их знаний. Поэтому советуем выбрать именно ее.



